Чем мне запомнилась очередная питерская выставка? Прежде всего тем, что, возвращаясь в Москву, я впервые в жизни ехал в стандартном четырехместном купе в гордом одиночестве- - вагон был полупустой. «Да какое же это имеет отношение к аквариумистике?» - спросит требовательный читатель. Да, вы абсолютно правы, никакого,,. Как, собственно, и значительная часть того, чем были заполнены стенды фирм, якобы представляющих аквариумно-террариумное направление зообизнеса.
Нынешняя «Зоосфера» - пятнадцатая по счету. Хоть и промежуточный, но весьма славный для российской действительности юбилей. Впору петь аллилуйю, но как-то настроя соответствующего нет. Боюсь, что в лейтмотиве моего отчета о днях, проведенных в Санкт-Петербурге (а, как известно, именно северная столица является полноправной хозяйкой крупнейшей в России зоовыставки) будут доминировать далеко не самые задорные нотки.
С точки зрения беспристрастной статистики все выгладит вполне благопристойно. Обжитой еще на прошлогоднем смотре достижений зоохозяйства страны модерновый просторный 7-й павильон вновь заполнен до отказа. Планка в 150 участников (до которой в 2005 году не дотянули буквально чуть-чуть) преодолена, да еще с солидным запасом. Развлекательно-информационная составляющая тоже вроде бы не стала скупее: программа всех пяти дней насыщена разного рода звериными шоу, конференциями и семинарами. И с посети-
телями, на первый взгляд, особых проблем не наблюдалось.
Фото замки для аквариума
Но выставка уровня «Зоосферы» -безусловного лидера в своей области -это экстраординарное, знаковое событие. Оценивать его лишь количественно было бы критической ошибкой. И вот тут-то начинаются проблемы.
Даже поверхностный анализ выявляет печальную картину: практически вся положительная динамика приходится на собачье-кошачью составляющую. Аквариумно-террариумная же вот уже 2-3 года подряд в лучшем случае варится в собственном соку. Одни и те же лица, одни и те же фирмы.
Причем это касается не только непосредственно участников выставки, но и гостей-коммерсантов. Складывается впечатление, что сегмент рынка, ориентированный на адептов декоративных рыб, рептилий и амфибий, уже полностью поделен и появление новых игроков на этом пространстве - скорее, не правило, а исключение. Хороша эта ситуация или плоха, судить не берусь. Но некую тоску подобное однообразие навевает.
На заставочном развороте каталога «Зоосферы-2006» размещен слоган: «15 традиционная встреча друзей». На мой взгляд, он полностью отражает реалии. Юбилейная «Зоосфера» действительно стала встречей старых добрых друзей, хороших знакомых. Эдакое пата в пасторальных тонах. Но выставка - мероприятие не столько светское, сколько коммерческое. Здесь приоритетна не эмоциональная окраска, а вопросы целесообразности. Ведь участие в выставке - затратное мероприятие. Оно весомым бременем ложится на бюджет предприятия, на его рабочий ритм. А будет ли реальная отдача в такой законсервированной атмосфере - еще вопрос. Отсюда разноголосица между бравурными официальными реляциями руководителей делегаций и слышимым в кулуарах глухим ропотом.
Фото искусственная коряга
Информационно-просветительская деятельность на «Зоосфере-2006» оказалась сведена к нулю. В упомянутом выше обширном перечне действ культурно-познавательного толка на сей раз не нашлось ни одной позиции, хотя бы косвенно сопряженной с аквариумно-террариумной тематикой. И это тоже не внушает оптимизма.
Еще один больной вопрос - ассортимент. С прошлого года он претерпел очень незначительные, скорее косметические изменения. Все то же безоговорочное засилье мишуры, примитивное технологическое исполнение и низкое техническое качество которой должно, по мнению изготовителей, компенсироваться ядовитыми, умопомрачительными расцветками.
И не стоит всю ответственность за такую ситуацию возлагать на коммерсантов. Ведь именно мы с вами, рядовые покупатели, дружно проголосовали собственным кошельком за царствование на выставочных стендах (а значит, впоследствии и на прилавках зоомагазинов) подобных товаров. Да и можно ли требовать иного от социума, в формировании вкусов которого главенствуют сериальная бредятина и халтурная псевдолитературная жвачка?
С другой стороны, зооторговля порой и выбора-то не оставляет, заполняя витрины исключительно низкопробным ширпотребом. Куда как проще впаривать непривередливому покупателю бросающиеся в глаза блестящие, светящиеся пестрыми огоньками (благо гидроизоляция светодиодов технологически не сложна) декорации в виде разного рода плавсредств, архитектурных или скульптурных руин и пр. Их предназначение (невидно, а эксплуатация не требует даже зачаточных навыков обращения с аквариумным инвентарем. От продавца в этом случае и объяснений никаких не требуется. Да и нужно ли тратить время на втолковывание основ аквакомпозиции «чайнику», купившемуся на дразнящее свечение разноцветных огоньков?..
Фото кувшин в аквариум
Серьезных, интеллектуальных, высокотехнологичных товаров на стендах «Зоосферы-2006» было катастрофически мало, а новинки так и вовсе можно по пальцам перечесть. Причем, мне кажется, одной руки будет вполне достаточно. Изюминкой выставки стали «долгоиграющие- оксидаторы и карбонаторы, изготовленные немецкой фирмой SOECH-TING и представляемые в нашей стране тандемом «ИП Гуржий А.Н.» - «ООО Авангард-Аква» (Москва). Эффективность работы химических реакторов еще предстоит оценить потребителю, но, как бы то ни было, эти неказистые на вид стаканчики несомненно украсили выставку, внесли кроху оптимистических ноток в ее удручающую монотонность.
И едва ли стоит адресовать упреки исключительно организаторам выставки. Они сделали что смогли, лишь упрочив статус «Зоосферы» как наиболее представительного и авторитетного смотра в сфере отечественного зообизнеса. В конце концов «Зоосфера-2006» явилась всего лишь отражением действительности российской зооторговли, реалий ее нынешнего состояния. Уж лучше такая откровенность, чем «потемкинская деревня», прячущая убогость и нищету за парадными фасадами. Что же касается вынесенного в заголовок вопроса, то хотелось бы надеяться, что подобная ситуация - лишь эпизод, но боюсь, что это не так. Ведь дезавуирование истинных ценностей аквариумистики, стремление к ее примитивизации свойственно не только России, это движение носит глобальный характер. Но у нас в стране оно приняло гипертрофированные формы: серьезный, качественный (а значит, дорогой) товар повально вытесняется дешевыми муляжами и клонами. А хотелось бы, чтобы у покупателя всегда оставался выбор...